Почему падает спрос на загородную недвижимость
Количество россиян, имеющих загородные дома сократилось на несколько процентных пунктов. Таковы данные ВЦИОМ. Неужели дачи теперь безразличны россиянам? Готовы ли они регистрировать свою недвижимость и приобретать новую?
Итак, 42% граждан имеют загородную недвижимость или земельный участок. Это подсчитали во ВЦИОМ, опросив 1600 респондентов. За пять лет их количество сократилось на четыре процентных пункта. Так, в 2014 году дачи были у 46% россиян. Еще больше изменилась доля собственников домов для сезонного проживания. С 29 до 18%. Социологи подробно изучили настроение респондентов. Из числа тех, у кого нет участка, приобрести дачу хотела бы половина россиян. На первом месте среди причин – стремление возделывать огород, выращивать собственные фрукты и овощи. Это мотивирует на покупку дачи 59 % из тех, кто хотел бы иметь участок. При этом для половины из них дача – это место для отдыха и развлечений. Треть опрошенных купила бы дачу, чтобы заниматься декоративным оформлением участка, разбивать клумбы, газоны и пруды.
Воздержались бы от покупки 46% респондентов, в основном об этом заявили люди старшего поколения. Они объяснили своё решение, либо низкими доходами, либо проблемами со здоровьем. Каждый пятый отметил, что уже живёт в частном доме и в даче необходимости нет.
Теперь о тех, кто уже владеет участком. Их расспросили про условия. Треть всем довольны, и не планируют что-то менять на своей вотчине. 14% жалуются на подъезд к домам и считают необходимым отремонтировать или проложить к даче дорогу.
Каждый десятый желает переделать свой дом или построить новый. И только 3% хотели бы решить проблемы с регистрацией и оформлением необходимых документов на недвижимость.
Вообще россияне довольно требовательны к условиям проживания загородом. Итак, на что они в первую очередь обратят внимание при покупке дачи. Большинство, более 85%, считают главным, чтобы на даче было электричество. 81% считает необходимым на даче наличие водопровода и канализации. Почти две трети опрошенных проверят проведён ли к участку газ. Наличие интернета и мобильной связи стало одним из решающих факторов при выборе дачного дома для почти половины респондентов. Наличие жилого дома на участке важно для 70% опрошенных. Почти столько же граждан отметили важность транспортной доступности участка и расстояние до города.
Запросы высокие, но на деле запрос на участки и дачи стагнирует. Почему же сокращается количество россиян, у которых есть дача? В апреле был зафиксирован тревожный сигнал – всё больше людей стали выставлять на продажу свои загородные владения. Каковы причины того, что россияне избавляются от дач? Рост числа о продаже участков зафиксировали весной этого года сразу несколько агрегаторов. В среднем их количество увеличилось по сравнению с прошлым годом на четверть. При этом покупать загородную недвижимость россияне не хотят. Агрегаторы фиксируют спад спроса на 6%. Подобное растущее предложение и ослабевающий спрос наблюдаются на рынке уже не первый год. А в этом году ситуацию усугубило предстоящее окончание дачной амнистии. Дальнейшие перспективы были слишком туманны. Ряд аналитиков увязал эти два события. На фоне падающих доходов и непонятных для обывателей законодательных новелл , опасения роста налогов, россияне решили подзаработать на продаже своих дач. Часть хозяев предпочла просто не переоформлять недвижимость и не возиться с документами, а избавиться от собственности и забыть о бюрократических проволочках, как о страшном сне.
С другой стороны, чтобы легально продать участок, нужно в любом случае переоформить документы. Получается замкнутый круг. Потенциальные покупатели пока ждут, когда продавцы приведут в порядок бумаги на недвижимость и снизят цены.
Безразличие к приобретению дачи в этом году приобрело новый оттенок. Вместо покупки загородных домов, россияне всё больше интересуются краткосрочной арендой. Например, желают снять дом загородом на весну или лето. Агрегаторы зафиксировали рост спроса на аренду почти на 45%.
Скептики и вовсе говорят о кризисе дачного хозяйства. По их оценкам население теряет интерес к этому виду собственности. Людям старшего поколения становится сложно ухаживать за участками, а передать по наследству – некому. Молодёжи дачи не интересны ни как место отдыха, ни тем более для садоводства и огородничества. Уходит эта культура. Тем более, что дача требует регулярных затрат и времени.
Эксперты отмечают перемены в настроениях нового поколения – миллениалов, мол, их не интересует недвижимость в принципе, они за шеринг, какая уж там дача. С другой стороны, данные того же опроса ВЦИОМ говорят совсем о другом. Среди тех, у кого дачи нет, и кто хотел бы её купить, 74% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Ещё больше таких людей в категории от 25 до 34 лет – это 76%. Получается. вопреки всем представлениям о покупательском поведении, о предпочтениях, о новых трендах в экономике, всё-таки иметь дачу молодёжь хочет.