Какой будет центральная набережная Сочи?
Разработаны два проекта реконструкции береговой полосы курорта
О том, что главная набережная уже давно не соответствует претензиям Сочи на статус самого популярного курорта страны, говорилось давно. Разговоры, что она нуждается в реконструкции, ведутся уже несколько лет, причем на самых разных уровнях. Начать менять ситуацию к лучшему городу мешает пока только один вопрос – финансовый. Источники финансирования реконструкции не определены, а инвесторы не найдены.
Несмотря на это, сегодня уже можно предполагать, как будет выглядеть главная набережная курорта. Мы уже писали о проекте планировки, разработанном для Муниципального института генплана. В него вошла и набережная. МИГу было предложено два принципиально разных проекта ее реконструкции. На каком из них будет остановлен выбор, пока неизвестно.
Корреспондент Вестум.RU встретился с авторами проектов, чтобы узнать, что они предлагают изменить и какой облик может принять сочинская набережная в ближайшее время.
Зачем Сочи «уходить в море»?
Хотя оба проекта принципиально разные, они предполагают расширение территории за счет выхода в море. Другого пути у города просто нет. Насыпные пляжи – это совсем не новый подход, а скорее наша история. Именно с укрепления берега и отсыпки галечной полосы и начиналась когда-то главная набережная курорта. Предлагаем вашему вниманию снимки старого Сочи, на которых с трудом можно узнать одно из самых популярных мест отдыха.
На первом снимке вид с моря в сторону маяка и храма Михаила Архангела. Именно так выглядело это место, в период строительства сочинского морского порта. В результате строительства был прекращен естественный поток галечных наносов. Оставшийся галечник был смыт волнами, и это привело к размыву берега.
Чуть позже здесь была построена волноотбойная стена, которая одновременно служила прогулочной зоной. Это и есть первый костяк сегодняшней набережной, которая со временем обрастала подпорными стенами, зелеными зонами, кафе и магазинами. Обратите внимание, на снимке конца 50-х годов прошлого века пляжной полосы как таковой нет. Галечник на наши пляжи когда-то доставлялся искусственно. А в качестве берегоукрепительных сооружений были построены буны.
Последнее десятилетие работы по подсыпке галечника на центральной набережной Сочи не велись, и пляжная полоса начала сокращаться. Появление множества объектов инфраструктуры еще больше усугубило ситуацию. Поэтому сегодня, для того чтобы и сочинцам, и гостям курорта было где развернуться, городу придется сделать единственно возможный шаг – шаг в море.
Поэтому оба проекта реконструкции набережной предполагают расширение территории за счет выхода в море и строительства конструкций, которые будут укреплять берега. Проект, разработанный архитекторами Ольгой и Олегом Козинскими, предлагает оставить традиционную для города систему берегозащиты – буны. А группа архитекторов и инженеров, в состав которой вошли Георгий Серебряков, Николай Гришин и Александр Климычев, решила пойти по новому для Сочи пути и использовать мировой опыт. Второй проект, представленный МИГу, предлагает в качестве защиты берегов создать искусственные мысы, еще одной важной функцией которых будет расширение существующей пляжной территории.
Вариант первый:
двухуровневая набережная с бунами
даст возможность добраться с горы Батарейка до моря за несколько минут
Проект Олега и Ольги Козинских предусматривает сохранение после реконструкции большинства существующих на набережной объектов коммерческой недвижимости. Расширить пространство набережной предлагается за счет насыпной территории, протяженных двухуровневых бун, уходящих далеко в море, и надстройки над существующей прогулочной зоной второго этажа.
Существующие коммерческие объекты будут расположены на первом уровне набережной, в некоторых местах их крыши будут выходить на второй уровень и образовывать на прогулочной зоне площадки, где можно передохнуть и выпить чашку кофе.
На первом уровне будут располагаться парковки, детские площадки, муниципальные объекты и выставочные площади. Верхний этаж будет отдан под прогулочную зону со встроенными элементами благоустройства и пляжного обслуживания. А в море уйдет насыпная территория площадью около 20 гектаров, из которых около 8 га, будет отдано под зеленую зону.
– Подобные решения уже были заложены во всех генпланах города и в проекте городской набережной, который разрабатывался ранее, – говорит Ольга Козинская. – В 1978 году такой проект получил первую премию на архитектурной выставке в Софии. Он был разработан в «Южгипрокоммунстрое», и на международном уровне его посчитали передовым. Реализован проект был лишь частично, искусственные площади были построены рядом с морвокзалом – там, где сейчас располагается аквапарк «Маяк».
В новый проект были заложены транспортные связи набережной с городом и пляжной полосой. Они предусматривают вертикальный транспорт. На набережной будут построены два фуникулера. Один пройдет по оси Морского переулка, а другой будет доставлять пассажиров к морю от горы Батарейка. Вдоль самой набережной будут курсировать электромобили с вагончиками, въезд автомобилей на прогулочную зону будет запрещен. Так же в проект заложены дорожки и стоянки для велосипедов. Пляжную полосу с прогулочной зоной будут связывать мосты, расположенные в нескольких зонах.
Проект предусматривает создание детского городка, на котором игровые элементы будут работать на современных энергосберегающих технологиях. На территориях у Морского переулка и проспекта Пушкина предлагается разместить две крупные площадки для занятий спортом.
В проект Козинских не закладывалось какого-либо единственного архитектурного стиля. По мнению архитекторов, на больших территориях однообразный стиль может вызвать скуку. Поэтому набережная разделяется на несколько зон с разным архитектурным наполнением. Территория у морвокзала будет решена в стиле традиционного для Сочи классицизма. В районе Морского переулка предполагается использовать современный комплекс в стилях Hi-Tech и Art-Land со стриженными формами ландшафтной архитектуры. В районе Зимнего театра новая набережная предусматривает создание нижней театральной площади и амфитеатра.
Количество бун будет уменьшено, но их предполагается сделать более длинными и двухуровневыми.
Вариант второй:
искусственные мысы
даст возможность формировать пляжи естественным путем
Инженер Николай Гришин, работавший над вторым проектом, особое внимание уделяет укреплению берегов. По его мнению, одно из главных достоинств пляжей – быть динамически устойчивыми к любым условиям волнения моря.
По словам инженера, способ берегоукрепления с помощью бун устарел и имеет ряд недостатков.
– Буны препятствуют свободному движению галечных наносов, – говорит он. – Они удерживают природный материал только с одной стороны, а с противоположной стороны от буны происходит размытие берега. Еще один недостаток – между бунами вода застаивается, что приводит к ее загрязнению.
Принципиально новый подход к формированию рекреационных пляжных комплексов, успешно зарекомендовавший себя во многих странах мира, – открытые бухты, которые сконструированы так, что пляжеобразующий материал, перемещающийся вдоль берега, создает новые пляжные территории, которые не смываются волной.
Искусственные мысы в Дубае.
Сама волнообразная форма таких бухт выглядит довольно живописно и открывает множество возможностей для ландшафтной архитектуры. Бухты являются дополнительными территориями, на которых могут быть расположены любые объекты инфраструктуры. Берег с такой структурой предполагает вынос причалов в головные части мысов, что не позволяет правсредствам подходить близко к пляжной зоне и тревожить тех, кто купается.
Открытые буны как метод защиты берега отвечают принципам геоники, то есть максимальному соответствию гидротехнических сооружений существующим в природе элементам защиты от волнений. И наконец, это сравнительно недорогая технология. Проект создания искусственных мысов на сочинской набережной вполне реален с точки зрения бюджетных и инвестиционных затрат.
Помимо сохранения существующей инфраструктуры проект предусматривает закладку нового приморского парка площадью более 20 гектаров, площадь пляжных территорий более 12 га, при этом протяженность пляжной полосы будет увеличена. Площадь сервисных помещений – около 600 тысяч кв.м, выставочных площадей – около 27 тысяч кв.м. В проект также заложено создание водного амфитеатра и площадки для музыкальных концертов.
Сегодня пока неизвестно, какой из предложенных проектов будет выбран и когда город приступит к выполнению работ по реконструкции. Оба проекта сейчас сданы на рассмотрение МИГу, и скорее всего, им предстоит быть вынесенными на рассмотрение депутатов Городского Собрания. А приступить к реконструкции набережной город сможет только тогда, когда определится с источником финансирования этих работ.